Окказионализмы.
Наиболее
продуктивные словообразовательные типы.
В
системе словообразования в разные периоды жизни языка словообразовательные
типы, да и способы тоже, приобретают разную степень активности. Образование
слов по ранее продуктивным моделям может по ряду причин затухать, и, наоборот,
в активный словообразовательный процесс могут вовлекаться непродуктивные в
прошлом модели. Причинами таких смещений акцентов являются либо потребности
самого языка — недостаточность или избыточность тех или иных образований, либо
определенный социальный заказ, наконец, просто языковая мода, когда под одну,
полюбившуюся модель подгоняются разрозненные и часто неоправданные
словообразовательными принципами формы. Например, при развитии техники,
технологий, производства возникает необходимость в новых наименованиях,
которые и создаются по типу имеющихся в языке, только значительно расширяется
круг образованных таким образом слов. При усилении аналитических методов
освоения новых фактов действительности увеличивается тяга к абстрактным именам,
и, следовательно, особенно востребованными оказываются модели, по образцу
которых создаются абстрактные существительные с набором характерных для них
суффиксов. Например, суффикс -ость,
свойственный абстрактным именам, применяется при создании отвлеченных имен
существительных от корней, прежде недопускавших подобные образования: русскость, советскость, детскость. Или,
например, введение новой бытовой техники приводит к образованию необычных
глаголов, поскольку этой техникой в быту надо управлять, т.е. производить
определенные действия. В таком случае известные словообразовательные глагольные
модели выручают: пылесос — пылесосить;
ксерокс — отксерить. Образуются глаголы и от других классов слов, например
от терминов с узкоспециальным значением, прежде применявшимся по отношению к
западной действительности. В частности, слово лобби (англ, lobby — кулуары) означало «системы контор и агентов
монополий, различных организаций при законодательных органах США, оказывающих
давление на законодателей и чиновников». Приспособленное к русской политико-административной
системе, слово оказалось способным образовать «русские» глаголы: лоббировать, пролоббировать (и не только
глаголы: лоббизм, лоббист).
Среди
словообразовательных новообразований обычно выделяют три типа
(Миськевич Г.И. К вопросу о норме в словообразовании // Грамматика и норма.
М., 1977.): неологизмы, потенциальные
слова и окказионализмы.
Неологизмы
приобретают характеристику общественно узаконенных номинаций и, появившись в
определенный период, постоянно воспроизводятся и в конце концов принимаются
языковой традицией.
Потенциальные
слова — это нетрадиционные слова, незакрепленные в языке, но возможные слова,
появление которых объясняется потребностью в соответствующем наименовании. Так
возникло, например, слово луноход,
когда реально возникла соответствующая ситуация, готовая модель для
осуществления этой потенции уже существовала в языке (землеход). Придет время, появятся слова марсоход, венероход. Но пока они находятся в потенции языка,
поскольку реально потребность в таких наименованиях не наступила.
Окказиональные слова
Окказиональные
слова — это индивидуальные авторские образования, существующие лишь в том
контексте, в котором они появились. Они всегда создаются непосредственно в
тексте, а не воспроизводятся как готовые единицы. Они даже потенциально в языке
не присутствуют, системной, языковой и общественной потребности в них нет, но
творчески создаются они по имеющимся в языке моделям.
Речевая деятельность
нашего современника, стимулируемая новыми социально-политическими процессами в
стране, все более и более становится проявлением общего, повышенной степени
эмоционально-волевого состояния общества. Поэтому обращение к оценочным
речевым средствам в какой-то мере удовлетворяет потребностям в ярком,
эффективном и эффектном словоупотреблении. Активная жизненная позиция неизбежно
стремится выразиться в действенном слове. В наибольшей степени это наблюдается
при индивидуально-творческом подходе к словообразованию. Речь идет об
единичном, неузуальном образовании слов, которое является своего рода
реализацией возможностей языка. Окказионализмы
(от лат. occasionalis — случайный) возникают под влиянием контекста при
особом коммуникативном задании, они специально «придумываются». Повышенная
выразительность окказионализмов обеспечивается их необычностью на фоне
нормативных канонических образований. Окказиональное словотворчество
обнаруживается на всех уровнях языковой системы, но более всего в области
лексики и словообразования. В современной речевой практике, особенно в
непринужденном разговорном стиле общения, в буквальном смысле ощущается
настроенность на изобретательство, на поиск «невиданного» (В.Г. Костомаров) в
словопроизводстве: бывшевики,
волчеризация, прихватизация; мафиократия, мэриози (мэр + мафиози);
наспартачить (от назв. футбольного клуба «Спартак»; Новая газета, 2000, 7—13
февр.); макокрасочные изделия (о перевозке опиума в банках из-под мастики
(Коммерсант, 2000, 10 мая); поностальгировать (М. Арбатова). Часто
окказионализмы создаются ради игры слова, оригинальничания, такие образования
всегда оценочны (спонсорье, нью-воришки,
спё'рбанк), представляют собой иронизирующие перифразы (Двухтруппный МХАТ два раза обмывал свое
одно на всех столетие. — АиФ, 1998, № 47; Семнадцать мгновений СПИД-Жуана. — СПб. Вед., 1997, 12 июля; С. Михалков — заслуженный гимнюк Сов. Союза
— А. Кончаловский); Вот морякам,
допустим, помогает не слишком тонуть святой угодник Николай, а студиозам —
святая мученица Татьяна (Нез. газета, 2001, 9 февр.).
Окказиональные
новообразования привлекают своей нестандартностью, неожиданностью, оригинальностью.
Одноразовость окказионального слова противопоставлена воспроизводимости канонического
слова. Окказиональное слово всегда творимо непосредственно и ради
определенного контекста. Оно не претендует на повторное воспроизведение и
всегда привязано к случаю. Публицисты, художники слова всегда прибегали к
приемам словотворчества. Но это было настолько индивидуально, контекстуально и
эпизодично, что никак не может быть сопоставимо с массовостью явления в современной
практике печати. Создается впечатление, что современные журналисты в
буквальном смысле соревнуются друг с другом в словесном изобретательстве. По
многим окказиональным наименованиям можно, например, проследить всю историю
болезни нашего общества: гарнизоно-косильщики
— призывники, уклоняющиеся от службы в армии; фальшивонапитчит — изготовители
некачественных спиртных напитков; фальшивозвонильщики — предупреждающие о
мнимых террористических актах и др.
Среди
абстрактных имен много окказиональных: свободность,
рисковость (новая степень свободности, рисковость ходов. — М. Арбатова), общажность (В. Маканин). Например: Меня он
достанет бездомностью: не самой по себе моей вечной общажностью, а тем, что я
об общаге умолчу (В. Маканин. Андеграунд); ...Внутренняя жизнь человека — это некая, как говорят философы,
сплошность, некое единство, образующееся вокруг нашего «я», стержень нашей
личности (А. Мень. Радостная весть).
Особенно
щедрым оказалось современное словотворчество на базе собственных имен —
создаются абстрактные имена, названия процессов и качеств, обозначения лиц и
т.д. Имена политических и государственных деятелей становятся материалом для
словопроизводства. Суффиксы, приставки — все идет в ход: горбомания (вариант горбимания), горболюбие, горбономика (сегмент слова
экономика); гайдарономика, гайдаризация, обгайдарить; ельцинизм, проельцинский,
ельцинофобия, ельциноиды, борисоборчество; зюгановщи-на, зюгановцы; чубайсизация,
чубаучер; андроповка, мавродики, жириновцы, руцкисты, баркашовцы и др.
Некоторые примеры: Разгай-дарствление
экономики (Итоги, 1998, № 43); На ОРТ
к приходу коммунистов уже готовы: их «Русский проект» и «Старые песни о главном»
прекрасно лягут в концепцию зюг-ТВ (МК, 1999, № 93); Чубайсизация затронула всех (КП, 1997, № 104); Зюганизация всей страны (МК, 1998, №
95); Как живется на Зюганщине? (КП,
1998, № 82); Доживем ли до Зюгашвили?
(МК, 1998, № 138); В Белом доме варят
дешевую «Маслюковку» (МК, 1998, № 86).
Образования
от собственных имен редко звучат нейтрально (ср., например, стилистические
качества слов сталинщина и сталинизм). Они всегда оценочны, «насыщены»
отношением к обозначаемому имени. Причем оценки могут быть разными и зависят от
того, кто создает слова — сторонники или противники именуемого. Но в большей
своей части оценки все-таки отрицательные, часто с ироническим подтекстом, даже
с насмешкой. При создании таких слов в ряде случаев проявляется незаурядное
остроумие, как, например, в слове чубаучер
(Чубайс + ваучер).
Интерес
к ситуативным неологизмам (окказионализмам) объясняется довольно просто и
связан с особенностью переживаемого постсоветским обществом момента. Это
словотворчество помогает разрушить известные стереотипы в жизни, поведении, во
взглядах на политические события времени, помогает выразить эмоциональную
оценку происходящего. Окказионализмы, как правило, злободневны, остры, подчас
злы и откровенны. Это способ обнародовать свое мнение, отношение, в каком-то
смысле даже снять внутреннее напряжение. Одновременно это и объяснение
долгожданной раскрепощенности нашего современника. Активное словотворчество
может отчасти объяснить и желание освободиться от всяческих ограничений.
Наконец, характерные для времени окказионализмы свидетельствуют о существенных
сдвигах в общественном сознании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий